Теоретическая механика Основные требования к выполнению чертежей Нанесение размеров на чертежах деталей Требования к сборочным чертежам Построение третьего вида предмета по двум данным Выполнение разрезов на чертеже


Теоретическая механика лекции и задачи

Виды зубчатых передач. Передаточное отношение

Наиболее распространенные передачи в современном машиностроении — зубчатые передачи. Основные их достоинства — высокий к.п.д., компактность, надежность работы, простота эксплуатации, постоянство передаточного отношения, большой диапазон передаваемых мощностей (от тысячных долей до десятков тысяч киловатт). К основным недостаткам зубчатых передач относятся сравнительная сложность их изготовления (необходимость в специальном оборудовании и инструментах) и шум при неточном изготовлении и высоких окружных скоростях. При больших расстояниях между осями ведущего и ведомого валов зубчатые передачи получаются громоздкими и применение их в этих случаях нерационально.

В зависимости от относительного положения геометрических осей ведущего и ведомого валов различают:

зубчатые передачи с цилиндрическими колесами, применяемые при параллельных осях валов;

передачи с коническими колесами, применяемые при пересекающихся осях валов;

передачи с винтовыми и гипоидными колесами — при скрещивающихся в пространстве осях валов.

Наибольшее распространение имеют передачи с цилиндрическими зубчатыми колесами.

По расположению зубьев относительно образующей цилиндрические зубчатые колеса бывают: прямозубые (рис. 177, а), косозубые (рис. 177, б) и шевронные (рис. 177, в, г).

В зависимости от применяемого зуборезного оборудования и инструмента шевронные зубчатые колеса выполняют либо с проточкой (рис. 177, в), либо с жестким углом шеврона (рис. 177, г).

Цилиндрические зубчатые колеса могут быть с внешним (рис. 178,а) и внутренним зацеплениями (рис. 178, б). Конические колеса изготовляют с прямыми (рис. 179, а), косыми (рис. 179, б) и криволинейными (рис. 179, в) зубьями.

По конструктивному оформлению различают зубчатые передачи:

открытые, т. е. не заключенные в непроницаемый корпус и подверженные действию пыли и грязи;

закрытые, т. е. размещенные в специальном корпусе, защищенные от проникновения пыли извне и обеспеченные постоянной смазкой из масляной ванны корпуса (окунанием) или смазкой, поступающей на места зацепления зубьев (смазка поливанием). При недостаточной точности и высокой скорости зубчатая передача работает со значительным шумом, а зубья испытывают дополнительные динамические нагрузки. Поэтому чем больше окружная скорость, тем выше должна быть точность изготовления зубчатых колес.

Физический маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной горизонтальной оси под действием силы тяжести. Ур-ние вращательного движения:

, обозначая , получаем дифф-ное уравнение колебаний маятника: , k – частота колебаний маятника. Рассматривая малые колебания, можно считать sinj » j, тогда – дифф-ное уравнение гармонических колебаний. Решение этого уравнения: j = С1coskt + C2 sinkt или j = asin(kt + b), a – амплитуда колебаний маятника, b – начальная фаза колебаний. Период малых колебаний физического маятника Т= 2p/k = 2p. Для малых колебаний маятника период не зависит от угла начального отклонения, этот результат является приближенным. Для математического маятника (материальной точки, подвешенной на нерастяжимой нити и движущейся под действием силы тяжести) имеем дифф. уравнения движения:

, L – длина нити. Если L=, то математический маятник будет двигаться так же, как и физический (период колебаний совпадает). Величина L назыв-ся приведенной длиной физического маятника. Точка К, отстоящая от оси подвеса на расстоянии ОК=L, назыв-ся центром качаний физич. маятника. Если ось подвеса взять в точке К, то точка О будет центром качаний и наоборот – свойство взаимности. Расстояние ОК всегда >ОС, т.е. центр качаний всегда расположен ниже центра масс.


Выполнение сечений на чертеже