Теоретическая механика Основные требования к выполнению чертежей Нанесение размеров на чертежах деталей Требования к сборочным чертежам Построение третьего вида предмета по двум данным Выполнение разрезов на чертеже


Теоретическая механика лекции и задачи

Назначение и классификация муфт

Муфтами называюи устройства, служащие для соединения валов между собой или с деталями, свободно насаженными на валы (зубчатые колеса, шкивы), с целью передачи вращающего момента. Муфты делятся на сцепные и постоянные. Сцепные муфты бывают фрикционные и кулачковые. Постоянные муфты: глухие, требующие строгой соосности соединяемых валов; компенсирующие, допускающие параллельное смещение, взаимный перекос валов, осевое перемещение вследствие температурных изменений длины соединяемых валов. Компенсирующие муфты, в свою очередь, делятся на жесткие, то есть не имеющие эластичных элементов и передающие вместе с моментом возможные толчки и удары, и упругие, смягчающие толчки и удары

Применяются также предохранительные муфты, предназначенные не только для соединения валов, но и для предохранения машины от поломки при аварийной перегрузке.

Число типов муфт велико. Ниже рассмотрены только некоторые наиболее употребительные конструкции.

Глухие жесткие и упругие компенсирующие муфты

Втулочные муфты (рис. 239) — простейшая из глухих постоянных муфт. Это стальная или чугунная втулка, установленная с натягом на концы соединяемых валов. Муфта закрепляется

на валах и передает момент при помощи призматических, клиновых или сегментных шпонок

или конических штифтов. Конструкция и изготовление муфты несложны. Недостатки втулочной муфты: трудность разборки, необходимость очень точного совмещения осей валов.

Поперечно-свертная муфта (рис. 240) также применяется для соединения строго соосных валов. Муфта состоит из двух полумуфт, имеющих форму фланцев. Полумуфты насаживают на концы соединяемых валов и стягивают болтами.

Продольно-свертная (или продольно-разъемная) глухая муфта состоит из двух половин, соединенных болтами (рис. 241). Для создания давления между поверхностью вала и муфтой в плоскости разъема муфты имеется небольшой зазор. Давление, создающееся при затягивании болтов, вызывает на поверхности вала силы трения. Достоинства продольно-свертных муфт: простота сборки и разборки, малый габарит по диаметру и возможность снятия муфты без осевого перемещения валов.

Свойства внутренних сил механической системы.

 Внутренние силы обладают следующими важными свойствами:

 Главный вектор всех внутренних сил системы и их главный момент относительно любого центра или оси равны нулю.

В самом деле, по третьему закону Ньютона любые две взаимодействующие точки системы действуют друг на друга (рис. 3.2) с равными по модулю и противоположными по направлению силами, сумма которых равна нулю. Таким образом, суммируя все внутренние силы, получаем . Аналогичный результат получается и при вычислении суммы моментов внутренних сил для любой пары взаимодействующих точек ( F21 h - F12 h = 0 ) поэтому .

 

 Рис. 3.2. К определению свойств внутренних сил системы

Силовое поле – область, в каждой точке которой на помещенную в ней матер.точку действует сила, однозначно определенная по величине и направлению в любой момент времени, т.е. должно быть известна . Нестационарное силовое поле, если явно зависит от t, стационарное силовое поле, если сила не зависит от времени. Рассматриваются стационарные силовые поля, когда сила зависит только от положения точки: и Fx=Fx(x,y,z) и т.д. Свойства стационар. силовых полей:


Выполнение сечений на чертеже