Соединение деталей
Заклепочные соединения
Соединения деталей машин бывают неразъемными и разъемными. Разъемные соединения (болтовые, шлицевые и др.) могут быть разобраны и вновь собраны без разрушения деталей. Неразъемные соединения (заклепочные, сварные и др.) могут быть разобраны лишь путем разрушения элементов соединения.
До недавнего времени заклепочные соединения широко применяли в различных инженерных сооружениях: судах, котлах, кранах, мостах и др. В настоящее время область применения таких соединений в общем машиностроении резко сузилась в связи с развитием методов сварки. Заклепочные соединения остаются еще распространенным видом неразъемного соединения при изготовлении металлических конструкций из легких сплавов (дюралюминия).
Заклепка (рис. 149, а) — цилиндрический стержень 1 круглого поперечного сечения, на конце которого имеется закладная головка 2. В процессе клепки выступающая часть цилиндрического стержня превращается обжимкой 3 в замыкающую головку 4 (рис. 149, б).
Основные типы заклепок показаны на рис. 150. Они различаются по форме головок. Наиболее распространены заклепки с полукруглой головкой (рис. 150, а). В тех случаях, когда выступающие из деталей головки недопустимы, применяют заклепки с потайными головками (рис. 150,6). Кроме этих заклепок в самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности применяют специальные типы заклепок, например пистоны (рис. 150, в).
В качестве материала для заклепок используют малоуглеродистую сталь (марок Ст2, СтЗ),
медь, алюминий и др. в зависимости от назначения шва и материала склепываемых деталей. Место соединения листов (или каких-либо деталей) с помощью заклепок называется заклепочным швом.
По назначению различают заклепочные швы: прочные, от которых требуется только прочность (балки, фермы и другие инженерные сооружения); плотные, которые помимо прочности должны обеспечивать герметичность конструкции (резервуары, паровые котлы, цистерны).
Для достижения полной герметичности производят подчеканку шва: ударами по специальному инструменту — чекану — осаживают часть кромки склепываемого листа для плотного прижима одного листа к другому.
По взаимному расположению листов различают заклепочные швы внахлестку и встык с одной или двумя накладками. В зависимости от расположения заклепок швы делятся на однорядные и многорядные. Заклепки могут располагаться в шахматном порядке или параллельными рядами.
Дифференциальные уравнения относительного движения
До сих пор движение материальной точки рассматривалось по отношению к инерциальной (абсолютной) системе отсчета. Именно в этой системе отсчета справедлив основной закон динамики и являющиеся следствием этого закона дифференциальные уравнения движения точки (3.2) и (3.3). Рассмотрим теперь движение точки в подвижной (неинерциальной) системе отсчета, движущейся определенным образом относительно неподвижного пространства. Как известно, для абсолютного движения основной закон динамики (3.1) имеет вид
![]()
Заменим входящее в данное уравнение абсолютное ускорение точки согласно формуле сложения ускорений (2.53):
в правой части которой стоит геометрическая сумма относительного, переносного и кориолисова ускорений.
или
где
величины
имеют размерность силы и называются переносной и кориолисовой силами инерции.
Выполнение сечений на чертеже |