Билет 10. романтизм.
Романтизм- широкое культурно-художнственное движение. Объединившее
с конца 18 и на протяжении нескольких 20-летий 19 века самые различные
сферы духовной жизни. Бодлер «романтизм это манера чувствовать». Существует
множество национальных версий романтизма.
-утверждение целостного восприятия мира, во всех его сложностях,противоречиях,
конфликтах.
-снимается иерархия жанров, столь характерная для классицизма.
- расширяется тематика и репертуар.
Гюго: «все, что есть в жизни, есть в искусстве».
-динамическая концепция мира. Его восприятие в потоке постоянного
движения.
Шеллинг: «В мире нет застывших форм»
-особое значение времени
- часто присущ историзм
-новая концепция личности.
Фихте: «Личность –это все»
Внимание к внутреннему миру души человека, миру его чувств.
Гегель: «Абсолютная внутренняя жизнь – это подлинное содержание романтизма»
-романтический культ чувств, противостоящий рационализму классицизма
-право на свободу, вольное проявление чувств.
-ранний период романтизма отличает героическое начало, идеи переустройства
и развития мира ( Делакруа и др).
-право на субъективное видение.
-отрицание канонов
В романтизме нет единой стилистической структуры. Это общность мироощущения,
а не стиля.
11 Иоганн Генрих Фюсли 1741-1825
Швейцарец по происхождению. В Италии – дружен с Бурей и Натиском.
Преподает в АХ. Перевел Винкельмана на английский. Художник ужасного,
фантастического, подсознательного. Важен литературный аспект. Иллюстрации
(точнее, пишет на темы) Гомера, Песни о Нибелунгах, Данте, Тассо, Шекспира,
Милтона. Реализация неизобразимых образов, самых кульминационных и драматических
событий. Темы академические, но не по канонам исполненные. Видит во
всем гигантские образы, но не всегда может их выразить. Усложненные
движения. Прерывистая линия. Свет и тень – почти по-рембрандтовски решены.
Выхватывание фигур светом. Иногда, скульптурность. Иногда – плоскостность.
Некая эклектичность. Рука не успевает за фантазией.
Названий у меня нет. Есть только описания.
Ледяные области ада и Данте, идущий между вмерзшими в лед головами.
3 ведьмы, появляющиеся из тумана на пути Банко
Ахилл, клянущийся о мщении у тела Патрокла
Ариадна, наблюдающая бой Тесея с Миноватром.
Пробуждение Титании, 1793-1794, Цюрих, Кунстхаус
Клятва конфедератов на горе Рютли, рисунок, 1779, там же
Ночной кошмар, 1782, Детройт, Институт искусств
В своих рисунках Фюсли великолепно владел различными техниками.часто
использовал сочетание пера и размывок. Богатейшие тональные эффекты.
12. Уильям Блейк.друг Фюсли. Единственный близкий ему по духу художник.
Испытал некоторое влияние его искусства. Блейк самый крупный мастер
раннего романтизма в Англии.не только в живописи,но и в поэзии.мистик
и визионер.создал свою мифологическую космогонию. ИДЕИ Якоба Бëме.
Парацельса и Свендеборга. Интерес к восточным религиям. Одержим идеей
свободы. главным образом работал как график. Род. в Лондоне. Писал стихи
и рисовал с ранних лет. учился в рисовальной школе Г.Парса. в совершенстве
овладел графическим мастерством. Прежде всего резцовой гравюрой. проникся
духом готики. Много рисовал в лондонских церквях. Хорошо знал средневековую
миниатюру и витраж. 1789- иллюстрации к «Песням невинности». 1798- к
«Песням опыта. Это сборники коротких стихотворений. Текст и иллюстрации
Блейк решает как единое целое. Печатал на одной доске в технике выпуклого
офорта. (выпуклым способом печатают текст и изображение,а фон ост. белым.
Оттиски раскрашивали от руки.контур не черный,а цветной. Коричневый
или синий- большая мягкость.).
Гравюры к книге «Брак Неба и Ада». 1790-93.гравюры словно охвачены
языками пламени. Смысл многих изображений до конца не раскрыт.
Книга Лоса
Книга Уризена
Европа 1794.
Америка 1793.
Вместе с фантастическими образами можно встретить реальные сцены-
лист чума в «Европе».ассоциации с Капричос Гойи.
Пророческая поэма «Иерусалим». Неоконченная.гравюры то в форме заставок,то
отдельные листы.
Лучшие произведения Б.- графические интерпретации его собственных
произведений.исключение- иллюстрации к «Книге Иова» и «Бож. комедии».уже
в последние годы жизни. К Бож.комедии- ЭТО АКВАРЕЛИ. Свыше100. станковый
характер. свободная и гибкая форма. Смелость композиций. экспрессия
цвета. Приглушенная прозрачная гамма.
При жизни Блейк был оценен лишь немногими. Сам он широкого признания
не искал. созданные им принципы иллюстрирования подхватит Уильям Моррис.