Билеты по истории искусства

Инженерная графика
Группа геометрических тел
Взаимное пересечение многогранников и тел вращения
Деталирование
Вентиль
Клапан предохранительный
Кинематическую схему
Правила классификации видов изделий
Основные требования к выполнению чертежей
Нанесение размеров на чертежах деталей
Содержание чертежа детали
Требования к сборочным чертежам
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей
Требования к учебному сборочному чертежу
Построение видов на чертеже
Построение третьего вида предмета по двум данным
Выполнение разрезов на чертеже
Выполнение сечений на чертеже
Условности и упрощения при изображении предмета
Построение наглядного изображения предмета
История искусства
Архитектура
ТОЭ
Сборник задач с решениями
 
Билет 15. немецкий романтизм.

В Германии романтизм обнаруживает большую концептуальную и формальную неоднородность, чем в других странах.в отл. от Франции, в Германии не было революц. традиции. Немецкий романтизм не затрагивает современные проблемы. Идея свободы тем не менее является одной из основных. Людвиг Тик- один их характерных представителей немецкого литературного романтизма. Гегель:» «единственный путь к свободе для современного человека- это уйти в свои душевные переживания ». внутренний мир явл. содержание романтического искусства. Шеллинг: «искусство в деле воспроизведения бесконечного стоит на равной высоте с философией…картина открывает интеллектуальный мир». Рубеж 18-19 вв. в Германии- религиозное возрождение. Новалис «Христианство и Европа»(Н.- поэт раннеромантической эпохи).Шлейермахер:»Речи о религии». Утверждение божественной сущности мира.Фихте: «искусство формирует целостного человека. Оно обращается к душе». Т.е немецкий романтизм имел очень сильную религиозную основу.Шеллинг оказал особое влияние на формирование романтизма. Причем не только в Германии. Считал природу созданием мирового духа.процесс ее творения бесконечен. Физический и духовный мир в его представлении равно одухотворены. Искусство призвано объединить духовное и чувственное.

Пантеистические представления были традиционны для немцев.они восходят в частности к взглядам Якоба Беме(нач.17 века)- интерес к нему был характерен жля эпохи.взгляды Беме о единстве Бога и природы.важную роль в формировании романтической эстетики сыграли члены т.н. йенского кружка. 1797. братья Шлегели. Вильгельм Вакенродер. Л.Тик. Новалис. к ним близок Шеллинг. Теория романтизма была ими сформулирована в статьях( в частности в журнале «Атенеум».. члены кружка противопоставляли рационализму культ чувства.среди йенцев особую роль играют символы и аллегории. Каждое произведение несет в себе смысл. Далеко выходящий за пределы представленного образа. В искусстве доминирующая роль отводилась музыке.именно она, более чем другие искусства раскрывает перед человеком беспредельность Универсума. Новалис даже предлагал смотреть картины только в сопровождении музыки.  Шлегель отметил, что каждая подлинная картина должна быть иеруглифом. Вопрос только должен ли сам художник создавать свою аллегорию или должен примыкать к старым символам. Эти слова были сказаны в начале1800-х и они характеризуют 2 пути нем. романтизма.к первому относятся Рунге. Фридрих. Ко второму- назарейцы.

Билет17. Филипп Отто Рунге 1777-1810. первым выразил романтическое мироощущение. Род. на севере Германии.уч. в Копенгагенской Академии.там приобрел основательную профессиональную подготовку.первые работы- декупажи(типа матиссовских по технике).белое на темном фоне.сблизился с йенцами. Мать у источника- центр. произв. ран. периода. не сохр. Урок соловья1802.сохр. только 2-ой вариант.тондо.трактовка-Психея и Амур.в роли Психеи- невеста Рунге.

Для Р. Характерны многочисленные литературные ассоциации.

Времена дня- основное его творение. Работал над ним до конца жизни.так и не завершил. Вдохновлен на произведение Л.Тиком. источники аллегорий многочисленны- от итальянских гротесков до Индии. 4 рисунка пером.- утро . Полдень. Вечер. Ночь.. это не пейзажи, а собирательный образ мира.силы природы персониф. в виде аллегорий.цветы и дети. К рисункам Рунге оставил обширные комментарии. В живописных вариантах Рунге успел воплотить лишь «Малое утро» и Большое утро(обе в Гамбурге).

Др. работы: автопортрет с коричневым воротником.

Мы втроем(автопортрет с женой и братом).

Портрет Луизы Петерс- пейзаж в окне- аллегория мира, куда предстоит войти ребенку. 

Портрет родителей.

Исследования Рунге в области цвета в Гамбурге. «Цветовой шар». Цвета расположены в спектральной последовательности. Центр- серая зона.в ней видят аналогию определения Бога у Я. Беме. Т.е это абстрагированный до исходных начал образ Универсума. Рунге говорил о символике цвета. Он предшественник в определенном смысле Клее и Кандинского.

Фридрих(см. сл. билет).

Назарейцы.движение зародилось в Венской Академии.в 1808-1809. там учились его ведущие представители- Генрих Пфорр и Фридрих Овербек. Потом к ним присоединились Георг Людвиг Фогель(швейцарец). Иоганн Хоттингер. Йозеф Винтенгерст. Ориентация на традиции нем. искусства. Особенно на Дюрера.назвали себя Союзом С.В Луки. Стилизация работ.в 1810 мастера переехали в Рим. Обосновались в полузаброшенном монастыре св. Исидора.свою жизнь организовали на манер средневековых братств. В частности- длинные волосы и старонемецкие береты.свое творчество рассматривали как служение Богу. Находясь в Италии попали под влияние мастеров кватроченто. Овербек- духовный лидер направления. Оказал большое влияние на Иванова который общался с ним в Риме.назарейцы работали как в станковой так и монументальной живописи. Своей главной миссией считали фресковую живопись. Совместная роспись дома прусского консула Бартольди в Риме. Сюжеты истории Иосифа. Потом росписи перевезли в Берлин. В Риме назарейцы быстро получили признание.огромное количество рисунков.

Работы:Пфорр. Суламифь и Мария.

Овербек Союз Италии и Германии

Торжество религии в искусстве.

Корнелиус- св. семейство.

Всадники апокалипсиса. Гризайль.

Ретель. Битва при Кордове- роспись ратуши в Аахене.

Среди немецких романтиков следует отметить еще деятельность гейдельбергских романтиков. Начало 19 века. Литераторы и поэты. Обращение у фольклору. Из художников- Адриан Людвиг Рихтер.сочетание поэтического и ежедневного. Маленький пруд в Исполиновых горах.1839.Геновева в лесном уединении. иллюстрации к «Истории немецкого народа» и народным сказкам.

Мориц фон Швинд. Обращался к сказкам. Живописный цикл «Золушка»1850.Сказка о семи воронах.Прощание на рассвете.

Бидермейер. Связан с поздним романтизмом., но у него проблематика уже и ограниченнее. Нет философской содержательности. Внимание на романтизацию повседневности. С бидермейером связаны многие работы Рихтера(особенно графика) и Швинда(его жанровые работы). Др. представители- Керстингт(ВЫШИВАЛЬШИЦА.1812Перед зеркалом1827).

Швипцейг.Гертнер и др.

 

Билет16.Каспар Давид Фридрих 1774-1840. . «Закон для художника –это чувство»уроженец севера Германии.никогда не стремился в Италию. интерес к нац. прошлому и готической арх-ре- один из наиболее важных аспектов его творчества.драматическое детство и отрочество: ранняя смерть матери. Смерть сестры. Гибель брата, спасавшего его из воды. В 1794 поступил в Копенгагенскую Академию. За несколько лет до Рунге. Учился у тех же учителей:Абильгарда ,ЮЭЛЯ,Лорентса.

Графические виды парков.

Иллюстрации к разбойникам Шиллера.

Автопортрет1800 рисунок.

Руина Эльдена с похоронами1800.

Окончив Академию,обосновался в Дрездене.духовное сближение с романтиками- Новалисом и Рунге.

Ранние работы Фридриха- рисунки,в которых он не использует цвет.многочисленные натурные штудии.

Впечатления от поездки на север- Грейфсвальд.о-в Рюген. Графические листы. Одобрение Гете. 1805 получил половину Веймарской премии за два рисунка. Циклы Времена дня. ВРЕМЕНА Года. Возрасты жизни.выполнены в технике сепии. Влияние Рунге.небольшого размера. Тональное богатство. Разнообразие фактуры.

Вид на Аркону с восходящим солнцем.

Горный ландшафт1804. тематические прообразы более поздних произведений.

Около 1807 обратился к масляной живописи.

Проникновенно изучал природу. Писал , что цель художника- не точная передача природы, а отражении в ней души мастера.

Берег моря с рыбаком1807. Туман1807.двухчастный цикл.уже найдены композиционно-пространственная структура и иконографические мотивы, характерные для последующих работ.сильно понижен горизонт.ассоциации с голландскими пейзажами, которые Ф. хорошо знал.для многих его пейзажей характерна конфронтация двух миров- конечного и бесконечного. Особое внимание уделял небу. Есть байка, что он запрещал заходить в мастерскую, когда писал небо.

Крест в горах1808Дрезден.

Тетшинский алтарь.1808.алтарь капеллы замка Тетшин графа фон Тун Хоенштейна.композиция на религиозный сюжет заменена пейзажем!.он воплощает сакральное значение . скала- твердыня веры. Ассоциируется с высказываниями Лютера.вечнозеленые ели на ее склоне- надежда на вечную жизнь. В структуру пейзажа введено распятие.но носителем смысла в большей степени выступает природа.на золоченой раме выполнены рельефы по рисунку автора-это мотив всевидящего ока, в треугольник- знак Троицы.головки херувимов.пальмовые ветви- символ мира.

Часто Ф. писал Исполиновы горы.( север Богемии).

Утро в Исполиновых горах.крест на одной из вершин.рядом- женская фигуры в белом. Многие интерпретируют это как аллегорию Веры.

Утро в горах 1822Эрмитаж.

Монах у моря 1809-1810. центральное произведение мастера.море как и горы- одна из тематичкских доминант Фридриха.конфронтация узкой полоски земли и бесконечности неба. Хофман писал, что работа рождает «чувство бездны».

Аббатство в дубовом лесу. Мрачное торжественное спокойствие.руины и старые надгробия.мертвые деревья.работа снискала восхищение Гете, посетившего мастерскую художника. Фридрих избран членом Берлинской Ак. Художеств. 1800-1810- пик успеха Ф.

Егерь в лесу1812.

Гробница древних героев1812.

Гробница гунна осенью.1820.

Сепия Гробница гуннов на берегу моря.

Середина1810-х- кризис. Работает мало.

Вид гавани.1815.пример почти зеркальной композиционной симметрии.все неподвижно и словно замерло.

Конец1810-новый подъем.женился. в работах- более радостная интонация.большее значение приобретают фигуры.теперь они часто на первом плане. Часто либо он сам. Либо жена. Либо друзья.

На паруснике1818.беспорно женщина- портрет жены Каролины.

Меловые скалы на Рюгене1818.опять Каролина. Работа звучная по цвету, причем цвет символичен. Красное платье Каролины- цвет любви. Синяя одежда Фридриха-цвет веры. Именно он на картине заглядывает в бездну.

Особое место у Ф.- «созерцательные пейзажи».проникновенные и эмоциональные.

Двое,созерцающие восход луны1819.

Женщина,созерцающая заходящее солнце1819.крупный масштаб фигуры.строгая симметрия композиции.мотив адорации.

Восход луны над морем1810Эрмитаж.

Ночь в гавани(Сестры)1810Эрмитаж.

Женщина у окна1822. небольшая работа. Скрытое значение. Совмещение трех смысловых пространств.внутр. мир изображенной. Замкнутое пространство земного существования. Светлый мир иной жизни(он за окном).

В 1816 Ф. избран членом Дрезд. Академии.через неск. Лет стал руководить пейзажным классом. В 1821 его посетил Жуковский.

С середины 1820-х он еще чаще обращается к мотиву кладбищ.

У кладбищенских ворот 1825.

Много зимних пейзажей.

Зимний пейзаж 1811из Шверина и парный к нему Зимний пейзаж с церковью. Представлен путь одинокого калеки в окружении зловещих символов смерти- мертвых дубов. Во второй работе калека( правда он маленький и его почти не видно) погружен в молитву, вдали виден готический храм.вместо дубов- зеленые ели. (Воскресение и все такое).

Полярное зимнее море- пугающая зимняя красота. Нагромождение ледяных пластов. Одна из самых трагических в тв-ве Ф.

Луга близ Грейсфалда 1820 Гамбург.редкая для Ф. топограф. Точность.нет людей.лошади на лугу. Мирная сельская идиллия.( хотя, зная что это Фридрих, невольно начинаешь искать или какую-нибудь могилку или распятие или на худой конец хоть какое-нибудь засохшее дерево  личное примечание).

1830-е. поздняя фаза.

Большой заказник близ Дрездена 1832.шедевр позднего творчества. Осен. пейзаж.тончайшая нюансировка высокого прозрачного неба. Опять контраст- земля и бескрайнее небо.

Собор В Мейсене как руина.1835. не сохр. Примечательно, что собор-то в то вреия бвл в прекрасном состоянии.

Руина в Исполиновых горах1830.характерный пример композиционного метода Ф.собирательный образ природы.реальность неотделима от аллегории.

Ступени жизни1835. одна из последних значительных работ.берег моря с отчетливым делением на два плана.изобразил себя самого. Юношу- вероятно, племянник. И трое детей.парусники- два небольших у берега и два у горизонта.(понятно- тоже аллегории).еще один корабль почти достиг горизонта. Картина почти пророческая. Через некоторое время Ф. перенесет инсульт от которого не оправился и в 1840 умер в Дрездене.

Французский стиль в русской архитектуре