Билеты по истории искусства

Инженерная графика
Группа геометрических тел
Взаимное пересечение многогранников и тел вращения
Деталирование
Вентиль
Клапан предохранительный
Кинематическую схему
Правила классификации видов изделий
Основные требования к выполнению чертежей
Нанесение размеров на чертежах деталей
Содержание чертежа детали
Требования к сборочным чертежам
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей
Требования к учебному сборочному чертежу
Построение видов на чертеже
Построение третьего вида предмета по двум данным
Выполнение разрезов на чертеже
Выполнение сечений на чертеже
Условности и упрощения при изображении предмета
Построение наглядного изображения предмета
История искусства
Архитектура
ТОЭ
Сборник задач с решениями
 
Билет 17 Филипп Отто Рунге (1777-1810)

Родился в Померании. Учился в АХ в Копенгагене (одна из самых либеральных). Связан с дрезденским романтическим кругом из-за дружбы с Людвигом Тиком. Стремился постичь первоосновы искусства и жизни, некие первоэлементы, на которых строится все сущее. Разрабатывал теорию «Шара цветов». Опубликовано в 1811. Считал, по что изведение искусства получается тогда, когда художник ощущает единение с Универсумом. Внутреннее родство живописи и музыки. Мечтал создать такое архитектурное сооружение, в котором объединятся арх-ра, ж-сь и музыка. Идея \пуыфьелгтыецукл (вообще-то я имела в виду Gesamtkunstwerk).

Времена суток. Графическая серия. Отчасти – в живописи. Попытка воссоздать вечный цикл мироздания (зачатие, рождение, расцвет, увядание). Соединение христианской символики с античными аллегориями, средневековой мистики с классической ясностью формы. НО он не нашел адекватную форму для выражения своей идеи. Так и осталось классицистической арабеской с контурным очертанием форм. Пути и т.д.

Портрет детей Хюльзенбек (1805-1806, Гамбург, кунстхалле). Фигуры детей кажутся гигантскими по сравнению с крошечной изгородью, слишком маленьким цветком. Это властелины мира, простроенного по их законам. «Утерянный рай».

П-т родителей

Мы втроем – и там и там – эмоциональное пространство глубокого духовного родства и тончайших нитей, связывающих людей и отделяющих от остального (часто враждебного) мира.

Билет18. Бидермейер и поздний романтизм

Зедельмайер в книге «Утрата середины»отметил, что в определенный момент в эволюции нем. культуры ясно обозначилась тенденция перерождения мифа в сказку.

-обращение к фольклору- характерно еще с конца 18 века. Гердер опубликовал «Голоса народов в песнях». Деятельность гейдельбергских романтиков(братья Гримм, Клеменс Бретано, Ахим фон Арним)

Поздние романтики- Рихтер и Мориц фон Швиндт ( про них- в конце назарейцев)

Бидермейер связан романтизмом, но отличается от него ограниченностью и узостью проблематики. Полностью исключает высокую философскую содержательность. Сфера его интересов сосредоточена на узком пространстве частной жизни. Избегание конфликтов и потрясений. Романтизация повседнености.правомерно рассматривать б-р как явление переходное от романтизму к реализму и вместе с тем как вполне самостоятельное культурно-художественное явление.

В литературе- Эйхендорф. Штифтер. +отд. Произв. Гофмана,Гейне и даже Гете.

Художники: многие произведения Рихтера. Особенно его графика. Швиндт- его жанровые произведения. Например, Утренний час1858

Традиции, которыми питается б-р:от гол. Живописи17 века, рококо, сентиментализма до классицизма.

Название:1848. в мюнхенской газете опубликлваны 2 стихотворения Виктора фон Штеффеля-«Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана »и «Сетования праздного Мейера». Из них составили псевдоним. Б-р- типа нашего Козьмы Пруткова. Т.е под его именем печатались стихи Самуэля Фридриха Заутера, Адольфа Кусмауля,Людвиг Эйхрорд.

Георг Фридрих Керстинг 1785-1847

Писал фигуры в интерьерах. Интерьер воспринимается как самоценный мир, огражденный от внешнего. Важную роль в передаче эмоц. состояния играет свет.

Портрет Фридриха в мастерской.

Перед зеркалом

Вышивальщица.

В б-ре особенно распространились групповые, семейные портреты.

Бегас Семейный портрет 1821.

Крюгер Портрет императрицы Алекс.Федоровны.

Вальмюллер семейный портрет нотариуса Эльтса

Пейзаж в б-ре: часто- оригинальные , непривычные композиции, ракурсы.

Горные ландщафты Вальмюллера

Его же Вольфгангзее 1836.

Натюрморты: Стол рождественских подарков- название говорит само за себя. Неизвестный художник.

Шпицвег К.- поздний этап б-ра. ирония.

Белный поэт

Друзья юности. 

Билет19. Гойя

1775-1791 – заказ на картоны для королевской мануфактуры. В ж-си не использовал литературные сюжеты, не воспроизводил сцен из спектаклей. Ряд сюжетов аналогичен сайнотам (короткие бытовые комедии). Принцип диалога и в картонах – сопоставление в действии двух героев или распределение фигур как театр.мизансцена. Стремление к индивидуализации персонажей.  МАХА И ЕЕ ПОКЛОННИКИ – обращение к зрителю и картинность. ИГРА В МЯЧ – массовая сцена, а не сам момент игры. П-ж – из фона-декорации = пространственная среда. ПРОДАВЕЦ ФАЯНСА – сопоставление двух временных эпизодов. ЗИМА – ритм и цвет. МЕТЕЛЬ – связь человека и пейзажа. Колорит картонов – влияние рококо. СВАДЬБА – в цвете уже чувствуется влияние классицизма.

Майский праздник в долине Сан-Исидоро, 1788. Сайнет Р.де ла Круус. Пикник. Контренная бытовая сцена современной жизни. Гармония п-жа и людей. Панорамная широта утреннего п-жа включает и городские постройки.

1780е – начинает получать заказы на портреты.

Маркиза ПОнтехос, 1786, Вашингтон, НГ – традиционный парадный портрет с признаками рококо. П-жный фон как декорация. Собачка у ног модели. НО новое – бледное лицо, ощущение хрупкости, напряженности.

МАнуэль Осорио де Суньига (1788, метмузей) – прототип всех последующих детский портретов. Аллегорические ассоциации + зловещая нота будущих образов Капричос. В дальнейшем в дет.п-тах ребенок всегда серьезен, недетская сдержанность. Их эмоции все детских забав.

Драматизм истории начала 1790х => особая восприимчивость к характеру модели и острота видения. Нет работ над картонами. Портрет – основной. Определенная система и типы. Расширение парадного портрета, где уловлены поза и жест, как выражение индивидуального характера. Для близких людей – небольшой камерный портрет с нейтральным фоном + нет аксессуаров. Модели (друзья-поэты и художники, актеры и т.д.) – поэт Х. Мелендес Вальдес, драматург Л. Фернандес де Моратин, критик и писатель Х. Сеан Бермудес. Портреты актеров + тореро.

Педро Ромеро (тореро) – нет героики, бравады. Камерный: герой замкнут и сдержан, обращен внутрь себя.

Хосе РОмеро – более наряден и обращен на зрителя.

Герцогиня Альба (1795, Мадрид, собрание Альба) – сдержанность эмоций прорывается силой земной страсти (чаго-чаго?!). Пейзаж! Черный, красный – контрасты. Напряженный жест рук!

Актриса Мария Росарио (?) Фернандес – в сценическом костюме. Единство личность в отсвете ролей актрисы. Без аллегорий и символики, без категории театрального п-та.

Сеньора Энрикес (1793-1794, Прадо)

Маркиза Солана (1794-1794, Лувр)

Графиня Чинчон (1800, Мадрид, ч.с.) – юность. Нет контакта со зрителем.

Гаспар Мельчора де Ховельянос, 1798, Прадо – мягкость, созерцательность, погруженность в раздумья. Предметы выступают из глубины фона. Атмосфера-среда.

Посол Французской республики – Гиймарде, 1799, Лувр. Член конвента. Настойчивая акцентировка цветов флага. В позе – подчеркнутое ощущение мгновенности, краткого перерыва между действиями.

Они написаны почти одновременно. Первые три бабы – отдаленное внешнее сходство.

1798-1800 – творческий взлет. Зрелость.

Заказ на росписи церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида + П-т сеьи короля Карла IV + начало работ над Капричос и Махами раздетой и одетой + много портретов.

1800 – Капричос. 80 листов. Офорт (хорошо знакомая техника. Гравировал Веласкеса) и акватинта (для светотеневых эффектов). Первое название – «Всеобщий язык». Источники – комедии Фернандеса де Моратина «Когда женщины говорят ДА» и «старик и девушка», Мелендеса Вальдеса «Прощание старца», одна «О фанатизме», сатиры Ховельяноса, басни Томаса де Итиарте, комедия Хосе де Касареса «Отец Лука», ода «К Ховельяносу» М. Кинтаны и др. Связь с «Орлеанской девственницей» (хорошая фраза!). Сходство ряда листов с народным лубком эпохи революции. Первый лист – автопортрет. Как ключ к пониманию – все, что происходит, -- события во мраке ночи. «Сон разума рождает чудовищ» -- вывод из ситуаций, представленных в серии.

Каждая композиция закончена и завершена. Существует самостоятельно, не требуя продолжения. ЭТОМУ ПРАХУ; НЕТ ПОМОЩИ – тема беснующейся толпы. ТОНКО ТКУТ – объединение темы судьбы и человеческой жизни. Человеческие пороки, страсти, продажность, легкомысленность, тщеславие, лесть, торжество злых сил, лживые речи, фальшь, обман. И нет выхода.

Серию увезли во Францию. Там частично ее копировал Делакруа; но не очень точные акценты: уродливое = некрасивое, гротеск = фантазия.

1798 – роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида на окраине Мадрида. Чудо св. Антония. Помещение толпы за балюстрадой и огромное пространство неба = влияние Тьеполо. Страшные лица-маски рядом с одухотворенными лицами. Ритм цвета. Яркость и насыщенность красок. Толпа! Нет ничего от классицизма.

1800 – официальный заказ на п-т семьи Карла IV (Прадо). ДО этого – только два большие заказные портрета (Семья герцога Осуна, 1788, Прадо и Семья Луиса де Бурбон, 1783, ч.с.). Некоторые фигуры в Бурбоне – прототипы для Карла. Семья короля как будто на подмостках перед зрителем. Нет внутреннего объединения персонажей. Нет эмоций и характера. Парадный портрет на грани гротеска.

1798-1800 – Махи. (Обнаженная и одетая). Программа антиклассицизма. Холодный колорит. Нет аксессуаров. Отчуждение от зрителя. Поэзия молодости. Сочетание холодности и интимности. Обнаженная – тщательная проработка. Одетая – широко и иногда небрежно.

Портрет жены Хосефы, 1798, Прадо. Новый тип женского портрета. Эмоциональность и сложность внутреннего мира. Этот же тип: Тереса Суредье, 1804-1806, Вашингтон, НГ; Женщина с веером, Лондон, коллекция Уоллес.

Мужские портреты: 2 линии – традиционный в рост, но наделенный чертами личности, чувства и размышления которой обращены к личному взаимодействию с миром. Мысли преобладают над характером. (Фернан Нунье, Маркиз Сан Адриан, сын художника). Второй тип – нет обращения к зрителю. Длительное и постепенное проникновение и сопереживание. Постижение настроения модели. (Бартоломе Суреда, Исидоро Майкес).

Колосс = Паника, до 1812, Прадо. Фигура гиганта на края земли. Вселенская катастрофа. Бегство толпы.

Расстрел 3 мая 1808 года, 1814, Прадо. Переживание современных событий. Сознание неизбежности смерти. Повторяемость и длительность действия.

Серия Бедствия войны, офорт, акватинта, 82 листа. Надписи-комментарии.

ТАвромахия, 33 листа, офорт, акватинта. Программа – сочинение Фернандеса де МОратина «Исторические записки о происхождении и развитии праздника боя быков в Испании». ОТ времен Сида и мавров.

Портреты этого периода – люди, близкие ему по духу и настроению. В т.ч. и автопортреты.

1815 – Заседание Филиппинского совета, Кастр, Музей Гойи. Групповой портрет и жанровая сцена. Король выделен лишь размером кресла.

Бытовой жанр: конкретное событие или эпизод переносятся на эмоциональную сферу. Майское дерево. Воздушный шар.

Другой тип композиции – повседневность как поэтический образ. Прогулка. Старость.

Кузница – героизированный аспект народного быта. Водоноска. Точильщик – основы жанра, где потом Курбе, Милле, Домье.

Росписи ДОМА ГЛУХОГО, 1820-1823. Философская концепция. Все очень сложно. Национальный пейзаж. Очень сложный цикл. Много всего философского.

1824 – эмиграция во Францию

Портрет Пио де Молины, не закончен. 1827. Последний портрет. Усталось и скорбь. Ср. Рембрандта.

1827 – Молочница из Бордо (Прадо) – новое обращение к бытовому жанру.

Французский стиль в русской архитектуре