Билеты по истории искусства

Инженерная графика
Группа геометрических тел
Взаимное пересечение многогранников и тел вращения
Деталирование
Вентиль
Клапан предохранительный
Кинематическую схему
Правила классификации видов изделий
Основные требования к выполнению чертежей
Нанесение размеров на чертежах деталей
Содержание чертежа детали
Требования к сборочным чертежам
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей
Требования к учебному сборочному чертежу
Построение видов на чертеже
Построение третьего вида предмета по двум данным
Выполнение разрезов на чертеже
Выполнение сечений на чертеже
Условности и упрощения при изображении предмета
Построение наглядного изображения предмета
История искусства
Архитектура
ТОЭ
Сборник задач с решениями
 

Билет 22. Эжен Делакруа (1798-1863)

Главная тема – изображение исторической драмы, драмы столкновения противоборствующих сил. Интерес к истории и древностям во всех сферах знания и искусства.

1822 – Ладья Данте. Похвала Жерико. Оба начинали в мастерской Герена => сдерживающая художника классицистическая суровость. Интерес к Рубенсу и Мик-ло => мощная и выразительная пластика форм (и у Жерико). Драматизм. Жест Данте =предчувствие надвигающейся трагедии! (Бальзак назвал это «Аустерлицем Делакруа»)

1824 – Резня на Хиосе, Лувр. Живописное решение опирается на Плот Медузы. М-образная композиция, чтобы подчеркнуть контраст между состоянием покой левой группы, смирившейся с фатальным исходом событий и бурной динамикой правой, где близится драматический финал. «Страшный гимн, созданный во славу рока и неисцелимого страдания» -- Бодлер. «Резня живописи» - Гро. Новое цветовое решение = протест. Переписал небо и высветлил колорит (яркость!), увидев работы Констебла, привезенные на тот же Салон.

1827 – Смерть Сарданапала (Лувр). Для художника – «Ватерлоо».

Только чистые краски. С помощью глубоких цветных теней и вспышек рефлексов добывается яркости и звучности цвета. Линия – граница слияния двух цветов. Рисунок и цвет становятся неразделимы (противоположно стремлениям Жерико подчинить форму жесткому контуру). Отстаивает свободу цвета и самовыражения в нем.

Влияние Байрона – Гяур и папа, Абидосская невеста, Сарданапал, Марино фальеро, двое Фоскари. Не иллюстрации, а образы.

Увлечение востоком. (Ср. Восток у Энгра). Жестокость и смерть (у Энгра – экзотика, внешнее обрамление). (Гяур и паша, Резня на Хиосе, Смерть Сарданапала = темы жестокости).

Свобода, ведущая народ, 1830. Лувр. Бла-бла-бла

Билеты23-34. Жан Огюст Доминик Энгр

1780-1867

Отец- скульптор и живописец. Начальное образование Э. получил в Тулузской Академии. Уже тогда получил несколько премий за рисунки. В 17 лет в Париже он попадает в мастерскую Давида. Там он соприкоснулся с т.н. представителями «мыслителей» и «сонь». Первые выступали за реформирование классицизма в духе Греции Фидия, а вторые упивались французским средневековьем. Испытал влияние обоих течений.Рано добился признания. Через два года ринят в Школу Изящных искусств. В 1803 ему заказывают портрет первого консула – Наполеона. Получил Римскую премию в 1801.. Италия.оттуда прислал в Академию Купающуюся из Вальпенсона; Эдип. Прохладный прием. В Риме много пишет французских чиновников. В Неаполе выполняет заказы короля Джоакино Мюрата. Падение Империи→вынужден вернуться в Париж. Большая Одалиска. Почти провал в Салоне.

Снова едет в Италию. 1824 вернулся – офиц. Признание. На Салоне 1824 года показал Обет Людовика 13. антипод работе Делакруа- Резня на Хиосе. 1825 король Карл 10 наградил его орденом почетного легиона. 1834-1841 Энгр директор Фр. Ак .В РиМЕ..

«рисунок –это совесть искусства»

Много портретов

Автопортрет за мольбертом- крупная монолитная фигура и экспрессивный пронзительный взгляд.

« в каждом портрете , первое, что надо сделать- это заставить глаза говорить»-Энгр.

П-т м-ль Ривьер .1805 Лувр. Умерла через некоторое время после написания портрета. Внимание к аксессуарам

П-т ее родителей- Филипп Ривьер

И п-т Марии Франсуазы Борегар

П-т Наполеона на троне 1806 Лувр.. в императорском облачении. Иконография Юпитера. Державное величие. Неподвижный напряженный взгляд.

Портрет мадам Девосе 1807

Портрет графа Гурьева- оттенок романтизма; грозовое небо.

П-т скульптора Поля Лемуана

П-т мадам да Сенон 1814 Нант.

Заказ от королевы Неаполя Каролины Мюрат- Б.Одалиска(Лувр) и Спящая(Неаполь)

1832

 П-т Бертена Старшего

1839 Одалиска и Рабыня

Золотой век- и Железный век незаконченная роспись в замке Дампьер 1843047

 Миф. Картины. Эдип и Сфинкс 1808

Юпитер и Фетида. Обе сделаны в Италии. Ю.и Ф- выразительность, но вместе с тем произвольность в передаче анатомии. Удлинение пропорций.

Сон Оссиана 1813. некоторая близость романтизму. Прозрачные нимфы, герои, музы…

Роже и Анжелика 1819

Паоло и Франческа.

Смерть Леонардо Да Винчи 1819

Апофеоз Гомера 1827

Мадонна перед чашей с причастием 1841 ГМИИ.выполнена для Николая 1.

Источник 1856 и

Венера Анадиомена- обе работы – одни из лучших образцов обнаж. тела у Энгра.

Турецкая баня 1862. заказ от Наполеона 3. изначально прямоугольная. Обрезали , изменили. Теперь тондо.

Рисунки: портрет мадам Детуш 1816

Портрет Паганини 1819

Автопортрет 1835

Графические портреты Энгра. Использовал свинцовый карандаш.белая или чуть желтоватая бумага.

Портрет семьи Форестье 1806 Лувр

Портрет семьи Стаматти.1818

Портрет м-м Детуш.

Крайне редко вводил Энгр в свои графические портреты цвет. Искл. Портрет м-м Энгр 1814. чуть подцвечен акварелью.

 Билет25. Скульптура Франции (1830-80-е гг.)

Бурный интерес к пластике, т.к. надо успеть запечатлеть новых властителей, пока они в очередной раз не поменялись => культ великий людей.

Композиция на фронтоне Пантеона Давида д’Анже – аллегорическое коронование известных политических и военных деятелей.

Государственные и частные заказы на памятники. Работа скульптора – механическая обработка материала + много помощников-ремесленников. В начале века Никола Гатто изобрел пунктирную машину –механизированный способ перенесения формы глиняной модели или гипсового отлива в камень. Применяли везде почти без исключений не мастером, а рабочим скульптурной мастерской. Вытеснили метод свободного высекания из камня (до Родена и Гильбрандта). Влияние Кановы, Гудона, Торвальдсена.

При АХ – Художественная школа. Там скульптурные мастерские: Картелье (1807-1830), Бозио (1816-1845), Давида (1824-1842), Рюда (1842-1852), Прадье (1824-1852), Жуффруа (с 1856). Роль Римского конкурса. Окончательный этап – подготовка барельефа и небольшой круглой скульптуры в соответствии с заявленной программой.

В начале 1830х – ужесточение борьбы течений. Не принимают неклассические работы (Прео, Бари, Муан). Интерес к натуре под влиянием романтической живописи => опыты реальности смелее и разнообразнее.

Юный неаполитанский рыбак, играющий с черепахой – Рюд

Тигр и гавиал Бари

Лев и змея Барии – его реализм, техническое мастерство – от вместе с Делакруа работал в Музее естественной истории. Романтическая яркость, выражение борьбы враждебных сил, мощная динамика форм, напряжение самой пластической поверхности.

Давид д´Анже – Портреты Паганини и Гете. НЕ страсть, но внутреннее творческое напряжение доведено до крайности.

Рельефы Рюда для Триумфальной арки. На сюжеты про революцию.

Много мелкой бронзы.

1850 – Ратапуаль, Домье.

Много танцовщик Дега. Остановленное движение.

27 Камиль Коро 1796-1875

В начале 1820х учился у академических пейзажистов Мишалона и Бертена. Ранние работы (за них разрешили ехать в Италию) отвечали духу и требованиях официальной школы. Были п-жи, композиции на религиозные и мифологические сюжеты. Портреты. В Риме – этюды с натуры на Пататине и садах Фарнезе. Виды утром или в полдень. Главный принцип – не терять первого впечатления от увиденного. Уловил «оформленность римского пейзажа». Из-за этого – отчетливость рисунка и композиционная завершенность.

1830е-1840е – признанный мастер и глава пейзажной школы. Всю жизнь «разрывается» между Италией и тихими уголками Франции.

1833 – Окрестности Фонтенбло. Первый раз этот вид. Потом – часто. Как и барбизонцев, его влекла романтика одиночества и стремление правдиво изобразить красоту природы. Видел реальность не в материи и форме, а в вибрации света. Сближает с Констеблом.

1830-1840е – библейские и мифологические картины. Виды небольших провинциальных городков и пригородов Парижа. Виды Шартра. Этюды с натуры как материал для будущих картин => всегда показывал уже законченные работы. На Салоны отправлял те работы, которые могли угодить их вкусу.

Создатель пейзажа настроения и валерной живописи. С 1850х – другая манера – погружает предметы в особую среду, как бы обволакивающую их. Светотень – в ограниченной диапазоне с помощью световой градации тонов добивается множества оттенков жемчужно-серых, серебристых, перламутрово-голубых цветов.

Часто пейзажи-воспоминания: Воспоминание о Мортефонтене (Лувр, 1864),

Замок Пьерофн

Воз Сена, ГМИИ

Портреты. Прерванное чтение, 1865-1870, Чикаго

Дама с жемчугом, 1870, Орсе

Дама в голубом, 1874, Орсе. Ощущение просветленной грусти, поэзии бытия.

Французский стиль в русской архитектуре