ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЯПОНСКОГО ЖИЛИЩА В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

Инженерная графика
Группа геометрических тел
Взаимное пересечение многогранников и тел вращения
Деталирование
Вентиль
Клапан предохранительный
Кинематическую схему
Правила классификации видов изделий
Основные требования к выполнению чертежей
Нанесение размеров на чертежах деталей
Содержание чертежа детали
Требования к сборочным чертежам
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей
Требования к учебному сборочному чертежу
Построение видов на чертеже
Построение третьего вида предмета по двум данным
Выполнение разрезов на чертеже
Выполнение сечений на чертеже
Условности и упрощения при изображении предмета
Построение наглядного изображения предмета
История искусства
Архитектура
ТОЭ
Сборник задач с решениями
 
Несмотря на то, что западное и японское искусство имеют в своей основе совершенно разные традиции (западное – академическую эстетику и технические приемы реалистического изображения, идущие от Древней Греции и эпохи Ренессанса, японское – от вдохновения и восхищения созерцания природы) в настоящее время их структуры сближаются по составляющим элементам.

В западную систему искусства и архитектуры входят те же элементы: поэзия, музыка, собственно архитектура, скульптура, ландшафтное искусство, религиозная и светская живопись, графика, народное искусство, декор одежды, театр, художественные ремесла, гравюра, ткани, книжная иллюстрация, дизайн промышленности, декоративно-прикладное искусство и другие (рис. 2). Система традиционного российского искусства, объединяющая западное и восточное направления, может осуществляться в пространстве жилища как по восточной, так и по западной модели. Это позволит по-новому посмотреть на традиционное жилище как на канонический прототип решения современного жилища в Японии и в России с учетом художественной системы традиционных искусств и архитектуры.

В западном мире каноничность культуры также обнаруживается и определяется исследователями как культурное ядро [2; 8]. Подобные основы существуют и в России, но механизмы переноса, повтора, копирования в западном мире не обусловливались логикой развития традиционного искусства. Так, если в японском жилище повторяются практически все виды традиционного искусства, поскольку и они, и само жилище имеют каноническое развитие, то в западном жилище сохраняются лишь некоторые. С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в Японии связаны почти все виды искусства. Новшества не ломали и не отвергали предшествующие достижения, как в некоторых странах Запада и Востока, а как бы вживались в них. Таким образом, можно наблюдать относительную схожесть традиционных культур:

- в Японии – канон-культура;

- в западном мире и в России – культурное ядро.

Старому и новому западному миру свойственно создание суперкультуры [7; 11], основанной на замене старого новым, с постоянными реформами и кризисами, с рискованной игрой, с непредсказуемой победой или природы, или культуры. В истории Запада много примеров, когда природа и культура временно как бы меняются местами, особенно в период научно-технической революции и в начале XXI в. [3].

Поэтому различия обнаруживаются в механизмах развития и существования традиционных культур (рис. 2):

- в Японии – перманентное повторение, копирование практически неизменного традиционного искусства, культурных традиций и их пространства, развитие ищется внутри, в пределах достигнутого, с укреплением бывших видов искусства;

- в западном мире и в России – замена, реформы и игра с отрицанием в искусстве и в материальном пространстве, развитие ищется за достигнутыми пределами, при этом отрицание приводит не только к развитию, но и к утрате традиционных видов искусства.

Взаимовыгодное взаимодействие восточных и западных культур доказано историческим развитием мировой цивилизации. Сравнение системности восточного и западного искусства становится возможным благодаря родственности их материально-художественных, а для России и духовных элементов. Плодотворное сотрудничество архитектуры и искусства Запада и Востока одними из первых показали Бруно Таут, Варвара Бубнова и другие сподвижники современности [4; 14].

Необходимо также проследить требования эстетических категорий, начиная с «уцукусики», «ёси» – доброй красоты, описываемых в разное время мастерами японского искусства:

- Ки-но Цураюки (-945) и Фудзивара Кинто (966–1041): «моно-но аварэ», «сугата» – очарование вещей и предельно сжатое выражение чувств; «амари-но кокоро» – буквально «избыток сердца»; «ёсей ёдзё» – категории поэтики;

- Фудзивара Саидаиэ (Тейка) (1162–1241): «юген» – тишина и спокойствие; «котосикарубеки» – естественность, согласование с природой; «рейё» – грациозность, изящество; «усинтай» – сильное, эмоциональное переживание, буквально «глубина сердца»;

- Синкэй (1406–1475) и Сётэцу (1381–1459) внесли опыт буддийских учений Сингон, Тэндай, Дзен, разработали категорию «гудо» – праведность, идеальность образа за счет передачи ощущений религиозной таинственности. В ландшафтном искусстве Соами (-1525) и Кобори Энсю (XVII в.), в чайной церемонии Сен-но Рикю (1522–1591), в живописи Кано Мотонобу (1476–1559), Кано Танъю (1602–1674), Сессю (1420–1506), в архитектуре сёгун-эстет Ёсимаса Асикага (1436–1490), в поэзии Мацуо Басё (1644–1694) совершен поворот от игрового бесстрашия наслаждений к торжественности, отрешенности, печальности, утонченной меланхолии, секретности. Японский мир искусства стал настолько сложным, изысканным, хрупким, что ему невозможно было сохраниться, не имея своих секретов. Вошли в оборот труднодосягаемые категории «саби и ваби» – спокойствие и умиротворенность, возвышенность.

Секретным средством сохранения и приумножения видов искусства было то, как писал Мацуо Басё, что все они едины в своей основе – буддийском понимании реальности, которая одновременно и присутствует, и не присутствует, как бы пульсирует в феноменальном мире. Для обозначения этой «вечно ускользающей» реальности буддийски ориентированные художники выработали единые в своей цели приемы. В каждом виде искусства преобладали свои приемы и средства, но главный метод в традиционной системе искусств для выражения феномена «ускользания» реальности, сути красоты, утвердился и в архитектуре – метод цитирования природы, развития внутрь, в глубину, что равносильно пониманию «развитие как пульсирование» – поступательно-возвратное и так до бесконечности [5].

С учетом этой специфики системы традиционных искусств и архитектуры сформировались традиционные национальные типы жилищ, отличающиеся наличием своеобразных традиционных элементов:

- в Японии – преемственное, концептуально-контекстуальное, проницаемое, повторяющее традиционные виды искусств, возвращающее в своей структурной типологии жилище зального и многозального универсального  канонического типа;

- на Западе и в России – заменяемое, концептуально-абстрактное (как с развитием, так и с утратой определенных видов искусств) непроницаемое жилище, жестко разделяемое в своей структурной типологии на многозональные специализированные типы.

Рассмотрение системы традиционных искусств и архитектуры показало, что в японском поступательно-возвратном развитии не произошло отделения архитектуры жилища от первичных форм жилищ-храмов, что сказалось в общих и специфических особенностях видов искусства применительно к архитектуре японского жилища. Это важно для нас с точки зрения российской архитектурной и искусствоведческой науки, так как понимание тех модификаций и преобразований, которые происходят с традиционным жилищем (каноническим японским), позволит возродить наше отношение к жилищу, и не только к традиционному, как к системе искусства. Как в Японии, так и в России причины отношения архитектора к жилищу как к искусству заложены в главных его источниках – всеобъемлющих процессах бытования традиционных искусств. Искусство реализуется в жилище так же, как жизнь и природа наполняются видами искусства и становятся искусством жизни и второй природой человека.

Российский подход с учетом и японского, и западного опыта к проблеме жилища и искусства жизни может и должен проявиться в экологическом равновесии с природой. Начало XXI в. еще больше связано с проблемами экологического равновесия во всем мире и духовного возрождения общества. Демонстрацией этого стала Всемирная выставка EXPO 2000 в Ганновере (Германия). В Японии эти направления получили более осознанное воплощение в связи с отличием духовного возрождения, характерного для Запада, и японского духовного созидания в духе природы. Всемирная выставка EXPO 2005 в Аичи (Япония) показала специфическую новизну японских ключевых подходов: главный девиз – мудрость природы, и раскрывающие его тезисы: матрица природы, искусство жизни, развитие экологических сообществ [1; 10].

Отличие японского подхода в том, что он не преодолевает углубляющийся на Западе кризис между природой и человеком, а повторяет и закрепляет в более полном осознании достигнутую гармонию с природой, понимание людьми своей природной сути. Японский подход показывает трактовку архитектуры жилища как обусловленную искусством и повторяющую одухотворенную природную красоту. Такой метод поражает оригинальностью и отсутствием подражания другим культурам, когда во всем проявляется национальный дух и самобытность.

Библиографический список

Аи-Тикю-Хаку // Япония сегодня. – 2004. – №9.

Кантор, К. Проектность русской культуры / К. Кантор. – М., 1980.

Кантор, К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира / К. Кантор. – М., 1975.

Кожевникова, И.П. Варвара Бубнова – русский художник в Японии / И.П. Кожевникова. – М., 1984.

Михайлова, Н. Главный японский бог – красота / Н. Михайлова [Электронный ресурс] // http: // www. libr_japan1. htm

Накагава, Мики. Наивное искусство в Японии / Мики Накагава // Философия наивности. – М., 2001.

Николаева, Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве: середина ХVI – начало ХХ века / Н.С. Николаева. – М., 1996.

Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1980.

Танге, Кендзо. Архитектура Японии : сб. ст. / Кендзо Танге. – М., 1976.

Экспо-2005: восприятие архитектуры // Япония сегодня. – 2005. – №12.

Christopher, C. Robert. The Japanese Mind / C. Robert Christopher. – Tokyo, 1993.

Kurita, Isamu. Japanese Identity / Isamu Kurita. – Tokyo, 1987.

Nishi, K. What’s Japanese Architecture? / К. Nishi, К. Hozumi. – Tokyo ; New York ; San Francisco, 1985.

Taut, B. Nippon – Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. – Tokyo, 1961. – T. 4.

Tonuma, Koichi. Theory of the human scale / Tonuma Koichi // Ekistics, 1981. – №289.

Yashiro, Yukio. Two thousand Years of Japanese Art / Yukio Yashiro. – New York, 1958.

1

Рис. 2. Системы традиционного искусства: а) западная система – развитие искусства идет с пересмотром и отрицанием прошлого; б) японская система – с повторением и ретроспективным укреплением прошлого

1

Рис. 1. Модель мироздания. Дзёан – один из лучших в Японии домов чайной церемонии в поэтическом саду. Инуяма. Префектура Аичи 

Французский стиль в русской архитектуре