Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века

Инженерная графика
Группа геометрических тел
Взаимное пересечение многогранников и тел вращения
Деталирование
Вентиль
Клапан предохранительный
Кинематическую схему
Правила классификации видов изделий
Основные требования к выполнению чертежей
Нанесение размеров на чертежах деталей
Содержание чертежа детали
Требования к сборочным чертежам
Выполнение отдельных видов сборочных чертежей
Требования к учебному сборочному чертежу
Построение видов на чертеже
Построение третьего вида предмета по двум данным
Выполнение разрезов на чертеже
Выполнение сечений на чертеже
Условности и упрощения при изображении предмета
Построение наглядного изображения предмета
История искусства
Архитектура
ТОЭ
Сборник задач с решениями
 

Сокрушению натурализма способствовало и объединение “Синий всадник”. Его лидеры Василий Кандинский и Франк Марк выбрали это название из-за обоюдной любви к синему цвету, и потому, что “Марк любил лошадей, а я всадников”, – говорил Кандинский, москвич по рождению, одессит по художественной школе, проживший к тому времени лет пятнадцать в Мюнхене – германском Париже, испытавший влияние и русского лубка, и Гогена, и фовистов. За год до появления “Синего всадника” он выпустил книгу “О духовном в искусстве”. Кандинский рассказывал, что однажды, бросив случайный взгляд на картины у стены, он пришел в восторг, хотя и не понял, что там изображено. Это были его собственные этюды, только перевернутые. Восхищение цветом без связи с изображаемым предметом привело его к мысли, что цвета – некие клавиши, при помощи которых можно играть на рояле человеческой души. Двигаясь в этом направлении, Кандинский сделался одним из зачинателей абстрактной (беспредметной) живописи.

Явления в архитектуре, связанные с экспрессионизмом, развивались в двух направлениях. Одним из них была деформация национального романтизма, который стал неуравновешенно динамичным. В 1919-1924 гг. это направление затронуло Голландию, Швецию, Германию. Вторая линия была реализована в основном в бумажном проектировании.

Эта полуфантастическая архитектура связана преимущественно с Германией. Война, ноябрьская революция 1918 г., экономический кризис, инфляция подорвали устои буржуазной идеологии. Искусство виделось началом, вокруг которого мог бы выкристаллизоваться новый порядок вещей. Диапазон идей в бумажных фантазиях весьма широк. “Альпийская архитектура” Бруно Таута – это мечта о перестройке планеты, при которой горы и долины будут трансформированы ажурными конструкциями в пространственные города.

Самая известная постройка архитектурного экспрессионизма – башня Эйнштейна в Потсдаме архитектора Мендельсона (рис. 40). Мендельсон говорил, что его постройка – столько же скульптура, сколько и архитектура. Ее “эластичный динамизм” продиктован требованиями образных ассоциаций в большей мере, чем функцией или конструкцией. Пластика башни, как бы высеченной из монолита, не органична для ее материала – оштукатуренного кирпича, но связана со смысловой ассоциацией: Эйнштейн – ein Stein (камень).

Одним из заметных течений авангардного искусства ХХ века стал возникший в Париже в среде нигилистически настроенных поэтов, художников и философов дадаизм. По мысли теоретика движения, румынского писателя Тристана Тцара, понятие “дадаизм” должно обозначать абсурдность, т.к. по-французски это слово, найденное им в раскрытом наугад словаре – детская деревянная лошадка, детский лепет, а также – простофиля, придурок.

В 1916 г. в Швейцарии Тцара опубликовал дадаистский “Манифест господина Антипирина”. Антипирин – придуманное им средство от головной боли, лекарство от искусства. Дадаизм отражал растерянность интеллигенции времен первой мировой войны и свидетельствовал о надвигающемся кризисе художественного мышления. Живописцы-дадаисты Х. Арп, М. Дюшан, Г. Гросс, Ф. Пикабиа, Х. Хартунг, М. Эрнст и их вдохновитель поэт Л. Арагон провозгласили своей целью “антиискусство” и таким образом выражали свой протест против окружающей действительности. За откровенным хулиганством, шумными выходками, публичными скандалами, абсурдным языком, игрой стояли антиэстетизм, иррационализм. В свои картины художники-дадаисты включали нетрадиционные элементы, часто подражая наивному искусству дикарей, детскому рисунку или же практиковали полностью бессознательное “автоматическое письмо”. Примеры тому – работы Марселя Дюшана: фонтан в виде писсуара или “Джоконда с усами”. Дадаизм как течение просуществовал недолго, до 1922 г. Но изобретенный дадаистами принцип “автоматического письма”, их культ абсурдности видимого мира подготовил почву для возникновения сюрреализма.

С 1922 г. вокруг писателя Андре Бретона группируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, поэт Луи Арагон, Поль Элюар. Они не просто создавали новый стиль в литературе и искусстве, у них были более масштабные замыслы. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту истину, которая должна быть утверждена на Земле. Свои собрания они называли “сны наяву”. Собираясь, они играли. Например, их интересовали те случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа буриме. Они по-очереди составляли фразу, ничего не зная о тех частях, которые пишут другие. Однажды играющие получили фразу “Изысканный труп будет пить молодое вино”. Этот результат поразил их. Игры в абсурд получили наименование “Изысканный труп”. Это были своеобразные тренировки отключения логических связей, когда на поверхность выступает подсознательное. Независимо от группы Бретона работал Андре Массон. В 1924 г. они объединились, в этом же году был опубликован Первый манифест сюрреализма. Сюрреалисты, так же как и дадаисты, за главный инструмент творчества принимают случай. Художник бросает на холст краски, предоставляя красящему веществу и силе броска образовывать иррациональные сочетания. Тристан Тцара вырезал из газет отдельные слова и извлекал из кучи сырого материала отдельные фрагменты по методу лотереи.

К 1930 г. сюрреализм исчерпал свои возможности, но на его горизонте неожиданно появился новый художник – Сальвадор Дали, творчество которого открыло следующий этап “сверхреального” искусства. Дали наиболее полно воплотил бретоновский принцип “психического автоматизма”, доведя его до полного абсурда. В нашумевшей книге “Завоевание иррационального” (1935) Дали определил свой метод как “интуитивный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективизации бредовых ассоциаций”

История сюрреализма – это история скандалов. Еще в 1925 г. сюрреалисты потребовали от французского правительства выпустить на свободу всех душевнобольных “как свободных от ума”. Бретон и Арагон, члены французской компартии, призывали к немедленной мировой революции. Дали откровенно славил фашизм, за что был отлучен от подлинного сюрреализма самим Бретоном.

Вопросы:

Что объединяло авангардные направления в живописи ХХ века, чем было вызвано их появление?

Как отразились творческие поиски художников-модернистов на формировании современной архитектуры и дизайна?

Французский стиль в русской архитектуре